Оказывается, исторически далеко не все народы поддерживали чистоту своего тела. Например, у англичан и немцев не было традиции поддерживать гигиену. Даже английская принцесса мылась всего два раза за жизнь – в день, когда ее родили, и в день своей свадьбы. Чтобы бороться с паразитами, знать носила на шеях блохоловки, которые улавливали блох на приманку. При этом блохоловки заказывали за большие деньги мастерам ювелирных украшений, а «элита» щеголяла друг перед другом этими изделиями.
В отличие от просвещенной Европы, в русской культуре бани и мовницы существовали еще с глубочайшей древности и повсеместно. Особенно ценилась баня по-черному, потому что считалось, что смывала и выжигала все плохое, что накопилось в человеке со времени предыдущей бани. Но баня по-белому предпочиталась из-за своей чистоты и отсутствия угарного газа.
Бани имелись в каждом дворе, каждая простая семья имела собственное место для оздоровления человека. Здесь не только стирали белье и смывали естественную грязь и пот, но и выпаривали инфекционные болезни, лечили больные суставы и спину, избавлялись от паразитов. В бане, как в самом стерильном месте дома, принимали роды, отмывали заболевших и урочливых (порченых), проводили сакральные действа и таинства, снимали порчу и сливали воском.
Заведенный в банный день порядок был похож на настоящий ритуал. Баню топили раз в неделю, обычно по субботам. Мужчины с самого утра носили воду в баню, кололи дрова, растапливали печь. Женщины убирали в доме и меняли всё постельное белье, готовили сменную одежду всем членам семьи, клали поверх полков слой пахучего сена, который покрывали сверху чистыми простынями. А во дворе разжигали самовары. Ближе к вечеру все жители дома группами по два-три человека принимали эту приятную водную процедуру. Первыми запускали в баню детей, в самую последнюю очередь парился хозяин дома со старшими сыновьями или женой. Выйдя из бани, все, разморенные, надевали чистую одежду, не торопясь, пили чай из самовара, женщины и девочки, отдыхая, сушили и расчесывали гребнями распущенные длинные волосы, а после все ложились спать на свои места – кто на печку, кто на палати, кто на кровать.
Даже в походных условиях мужчины устраивали бани. Устанавливали на попа три длинные жерди, верхними концами соединенные друг с другом, и обтягивали их шерстяным войлоком как можно плотнее. После бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, бросали его на раскаленные камни, от чего поднимался сильнейший пар.