ЧАСТЬ 3. МАГИЯ БАНИ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ БАНЯ

Баня - это не просто место, где люди моются, это сакральное, ритуальное место, место силы и магии. Новичку следует знать, как вести себя в бане, иначе может случиться конфуз.

Оздоровительная баня
Жители бани
Считалось, что в бане живет банник или даже банница по имени Соломонидушка, которая ею заведует. Чтобы банница любила, дружила и помогала, необходимо заходить в баню в простой рубахе изо льна или ситца, женщинам - с распущенными волосами. В парилке обязательно нужно находиться без одежды. В общественных банях строго блюдут такую традицию по сей день, выгоняя, не взирая на личность, любого, кто зайдет в баню в плавках или, не дай те Бог, в семейных трусах!


Если относиться к баннице уважительно, то она очищает своих посетителей и ограждает их от несчастий – запрещает чертям и кикиморам вредить людям. Если же поссориться с банницей, то она никому не даст житья.
Банницу следует приветствовать, перед растопкой печи, разговаривать с нею нужно только в парной. Банницу нельзя сердить – ругаться, кричать, скверносливить, в бане нельзя плевать или сморкаться на каменку, нельзя сплетничать и выяснять отношения. Обидеть банницу можно совокуплением в бане. Таким людям Соломонидушка никогда не будет помогать.

Больше трех очередей за раз нельзя принимать баню. Надо банные помещения после себя убрать, подмести и помыть. Четвертая очередь мыться будет самого банника уже в чистой бане. По понедельника обычно не моются – это тоже день банника. Поэтому сохранилось присказка, что мыть голову в понедельник нельзя, а то будет болеть голова и плохо расти волосы. Лучшие дни для посещения бани – это четверг, суббота и допускается вторник. В эти дни банник добрый. После полуночи в баню не ходят никогда, потому что наступает время нечести, и людям там лучше не находиться.
Банщица с вениками
Баня - это место всех стихий, в едином пространстве которого сходятся огонь, вода, воздух и земля. Дерево вытягивает из тела все дурное. Воздух с помощью ароматов и пара обеззараживает кожу и респираторные органы. Огонь выжигает патологию плотного и тонких тел. Вода смывает вредную информацию. Человек чувствует такое очищающее воздействие, поэтому после дальних походов, сражений, греховных деяний обязательно принимали баню. Лучше всего посещать баню паре разнополых людей, при этом один другого должен обихаживать и помогать смыть нечистого: для этого нужно пройти три круга из полымя да в холод, то есть три раза зайти в парную и после каждого захода окатиться холодной водой с головой. За любую помощь, оказанную в бане, почему-то нельзя благодарить словом «спасибо», а только фразой «дай бог тебе здоровья».

Баня – место нечистое. Это место, где все оставляют свою грязь, поэтому лики святых в бане не вешают и даже окон не прорезают. На месте разрушенных или сгоревших бань никогда не строят домов, потому что в этом месте надолго сохраняется плохая энергетика, и к тому же банник поселяется в этом месте навсегда. Чистая одежда не должна находиться там же, где вы моетесь и очищаетесь. После мытья надевают исподнее и бегут одеваться в чистое домой. Сразу после бани идти в церковь запрещалось, а можно было только на следующий день.
Обряды
Банщик проводит обряд
Велико множество прибауток и заговоров, которое дошло до нас сквозь толщу исторических эпох. Даже сейчас омывая грудных детей мы приговариваем:

«Как с гуся вода,
С Витеньки вся худоба,
Дай Бог на доброе здоровье,
Не хворать никогда!»


Но, оказывается, слова этого заговора являются частью целого обряда омоложения. Воду из хорошего источника или талую воду ставят в баню на ночь, добавляя в нее что-то серебряное. Ею после парилки нужно окатиться, и сказать: «как с гуся вода, с меня худоба...» Вениками, в которые добавлены травы полыни, крапивы и чабреца, пройти по всему телу 7 раз. Веники после этого надлежит высушить и сжечь.
Еще один заговор на здоровье: женщина, простоволосая, в простой рубахе, крестилась и кланялась на все четыре стороны и проговаривала: «Матушка Соломонидушка, банная женщина, разреши мне почитать наговор: «Отговариваю от колдуна и от колдуньи, от чёрного и от черемного, от белого и русого, от девки-самокрутки, от бабы-простоволоски. И как никто не может своего носа да глаза откусить, так бы не могли изурочить и испортить меня и не могла бы его заразить ветроносная язва. Будьте, мои слова, лепки, будьте, мои слова, единокупно не в договоре и переговоре. Тем моим словам губы да зубы - замок, язык мой - ключ. И брошу я ключ в море, останься, замок во рту. Бросил я ключ в синее море, щука-белуга подходила, ключ подхватила, в морскую глубину ушла и ключ унесла».

Для снятия порчи в помывочном отделении вешали специальный Троичный веник, который резали на Троицу. На черенок этого веника повязывали красную тряпицу, которая означала, что этим веником париться нельзя. Раз в году его сжигали.

Человек общался со всеми стихиями, и будучи в бане, обращался к огню, примерно так:

(Произносится в бане, глядя на угли) «Батюшка ты царь-огонь, всем ты царям царь, всем ты огням огонь, будь ты кроток, будь ты милостив, как ты жарок и пылок, как ты жжешь и палишь в чистом поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземные коренья, 77 кореньев, 77 оторослей, так же и я молюсь и корюсь тебе, батюшко царь-огонь, жги и спали с Сережи (подставить свое имя) всяки скорби и болезни, уроки и призоры, страхи и переполохи, внутренние родимсы, костяные родимсы, суставчатые, одувные, заболонные, бросучие и ломучие, с ретивого сердца, с крови горячей, с белого легкого, с черной печени и с 77 суставов, с 77 жил, и со становой и с верстовой, и с белого лица, и с ясных очей, и с черных бровей и со всего человеческого стана. Ныне, присно и во веки веков. Слово мое крепко!» (Тобольская область, Курганский район, записал В.Адрианов).
Пример милейшего обращения к воде выглядит следующим образом:

«Вода-водица, смой дурницу,
умой красницу, очисть главицу, напой матицу,
укрой сердечко, омой крылечко,
ручьем сердящим отбрось напасти,
плесни в ворота и смой икоту,
болезни всяки сними как накипь.
И солнца лучик - ко мне как ключик,
пусть добро вскроет, а зло запрет».

Обливание водой в бане
В бане можно привлекать богатство. Для этого изготавливают два веника из мяты и зверобоя. Один веник заваривают, а другим парятся. После парилки нужно окатиться водой от веника.

Чтобы привлечь внимание мужа, женщины прибегали к магической хитрости: надо было посидеть на венике голым телом, а после этим веником попарить любимого.

Один из обрядов предлагает избавиться от нервозности с помощью банной процедуры. Взять по три прутика от каждого дерева - дуба, березы, эвкалипта, осины и цветущей липы. Заварить их на полчаса и попариться с головы до пят. После обязательно облиться холодной водой трижды, а веники высушить и сжечь.

Обряд создания новой семьи тоже включал в себя походы в баню. Накануне свадьбы молодые мылись каждый в своей бане, а на второй день шли в одну баню вместе.

После похорон все родные и близкие усопшего тоже шли мыться и париться. А на могиле оставляли веник, как символ очищения его перед Богом.
С легким паром!
Мы можем только догадываться, почему говорят именно так каждому помывшемуся в бане. Возможно, под паром подразумевают внутреннее тепло человека, жар его тела. Париться в бане – это значит греться до пота или преть. Если человек чистый, то он легко потеет, кожа его дышит и беспрепятственно пропускает влагу наружу, а, значит, пар у него легкий. Человек с грязной кожей потеет плохо, потому что пот не может свободно выходить через засоренные устья потовых желез. У такого человека пар тяжелый. Однако, любой прошедший баню освобождается от шлаков и застоев, поэтому любой пропаренный и вымытый в бане человек достоин поздравления «с легким паром», то есть человек добился свободного испускания внутреннего жара. В мороз мы даже видим этот пар, исходящий от человека.

Русская баня
Есть мнение, что паром называли также и душу. Кстати в словаре В.И.Даля именно так и написано. Тогда фраза «С легким паром» означает «с облегчением души».

В любом случае мы должны признать, что после бани действительно легко дышится и действительно чувствуется в теле легкость.
Made on
Tilda